В статье собраны афоризмы, цитаты, высказывания немецкого философа и мыслителя иррационализма Артура Шопенгауэра.
Высказывания об отношениях
Вполне честно все-таки мы относимся в конце концов лишь к себе самим.
Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности.
Каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него.
Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок.
Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет.
Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести.
Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
Оскорбление — это клевета в сокращенном виде.
Примириться с человеком и возобновить с ним прерванные отношения — это слабость, в которой придется раскаяться, когда он при первом же случае сделает то же самое, что стало причиной разрыва.
Только кажется, будто людей влечет какая-то сила, находящаяся впереди них, в действительности их подталкивает нечто сзади.
Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями.
Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
Афоризмы Шопенгауэра о чувствах
Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
Всякое возмездие… посредством причинения муки, без цели в будущем, представляет собою месть.
Главным признаком благородства человека является то, что в компании других людей он получает мало удовольствия.
Если вас раздражают абсурдные высказывания двух людей, чей разговор вы случайно услышали, вам следует представить, что вы слушаете диалог двух дураков в комедии.
Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии.
Обнаружить свой гнев и ненависть на лице и в словах бесполезно, опасно, неблагоразумно, смешно, пошло. Проявлять гнев или ненависть можно не иначе, как на деле.
Самое действительное утешение в каждом несчастии и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые ещё несчастнее, чем мы, — а это доступно всякому.
Сострадание — основа всей морали.
Страдание — условие деятельности гения. Вы полагаете, что Шекспир и Гете творили бы или Платон философствовал бы, а Кант критиковал бы разум, если бы они нашли удовлетворение и довольство в окружавшем их действительном мире и если бы им было в нем хорошо, и их желания исполнялись? Только после того, как у нас возникает в известной мере разлад с действительным миром и недовольство им, мы обращаемся за удовлетворением к миру мысли.
У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам.
Чувство собственной негодности представляет собою не только самое большое, но и единственное истинное духовное страдание: все другие духовные страдания могут быть не только исцелены, но и немедленно и совершенно подавлены уверенным сознанием собственной ценности. Кто вполне уверен в ней, может совершенно спокойно переносить страдания, которые иначе довели бы до отчаяния, – он может без радости и без друзей быть самодостаточным и опираться на себя, – столь могучим является то утешение, которое рождается в нас от живого убеждения в нашей собственной ценности, – и потому его надо предпочитать всем благам в мире. Наоборот, в сознании собственного ничтожества не может утешить ничто на свете; его можно только замаскировать посредством обмана и фиглярства, или заглушить сутолокою жизни, но и то и другое – ненадолго.
Цитаты о качествах
Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
… оптимизм, если только он не бессмысленное словоизвержение таких людей, за плоскими лбами которых не обитает ничего, кроме слов, представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества. И пусть не думают, будто христианское вероучение благоприятствует оптимизму: наоборот, в Eвангелии мир и зло употребляются почти как синонимы.
Аффектирование какого-либо качества, хвастовство им — это признание самому себе, что не обладаешь ими.
Без сомнения, когда скромность стала добродетелью, это было очень выгодно для дураков, поскольку каждый должен говорить о себе, как будто он один.
Вежливость — это молчаливое соглашение игнорировать и не подчёркивать друг в друге моральную и умственную нищету.
Вежливость для человеческой натуры — это тепло для воска.
Вежливость — это фиговый лист эгоизма.
Вежливость, как игорная марка, есть открыто признанная фальшивая монета. Скупость на нее доказывает скудоумие, щедрость, напротив — ум. Кто же доводит вежливость до пожертвования реальными интересами, похож на человека, раздающего вместо марок настоящие червонцы.
Вера подобна любви: она не позволяет себя принуждать.
Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.
Во всяком, даже самом лучшем человеке возникают вызванные внешними поводами аффекты или обусловленные внутренним настроением нечистые, низменные, злые мысли и желания; но за них он морально не ответственен, и они не могут обременять его совести. Ибо они показывают только, что был бы способен сделать человек вообще, а не тот, что их мыслит.“
Главным признаком того, что человек обладает благородством в характере, является маленькая радость, которую он испытывает в обществе других людей.
Истинный характер человека сказывается в мелочах, когда он перестает следить за собою.
Наше спасение — в умении сострадать.
Оптимизм, если тoлькo oн не бессмысленнoе слoвoизвержение тaких людей, зa плoскими лбaми кoтoрых не oбитaет ничегo, крoме слoв, предстaвляется мне не тoлькo нелепым, нo и пoистине бессoвестным вoззрением, гoрькoй нaсмешкoй нaд невырaзимыми стрaдaниями челoвечествa. И пусть не думaют, будтo христиaнскoе верoучение блaгoприятствует oптимизму: нaoбoрoт, в Eвaнгелии мир и злo упoтребляются пoчти кaк синoнимы.
Самая дешёвая гордость — это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться.
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.
То, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека.
Человек в своей свирепости и беспощадности не уступит ни одному тигру и ни одной гиене. Вполне вероятно, что так оно и есть. Когда заглядываешь в историю и видишь, на что способен человек, теряешь всякую веру в него… Дело может зайти так далеко, что иному, быть может, особенно в минуты ипохондрического настроения, мир покажется с эстетической стороны музеем карикатур, с интеллектуальной — желтым домом, а с моральной — мошенническим притоном.
Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
Цитаты Шопенгауэра о жизни
Если произошло какое-либо несчастье, которого уже нельзя поправить, то отнюдь не следует допускать мысли о том, что всё могло бы быть иначе, а тем паче о том, как можно было бы его предотвратить: такие думы делают наши страдания невыносимыми, а нас — самоистязателями.
Если старый человек говорит о своём пожилом возрасте как о чём-то необычном, то это значит, что иного повода для гордости у него нет.
Если хочешь подчинить себе все, подчини себя разуму.
Жизнь — это бизнес, который не покрывает расходы.
Жизнь — это постоянный процесс умирания.
Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.
Жизнь есть то, чего не должно бы быть, — зло, и переход в ничто есть единственное благо жизни.
Жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги.
Жизнь каждого человека, рассматриваемая в целом и в целом, когда подчеркиваются только ее наиболее важные черты, — это действительно трагедия; но детально пройденный, он носит комедийный характер.
Жизнь качается как маятник назад и вперед между болью и скукой.
Жизнь коротка, а правда работает далеко и живет долго: давайте говорить правду.
Жизнь полна неприятностей и неприятностей, что нужно либо подняться над ней посредством исправленных мыслей, либо оставить ее.
Исключительно через то, что мы делаем, узнаем мы, что мы такое.
К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых.
Кто сказал вам, что существуют законы, которым должно подчиняться наше поведение?
Масса и чернь потомства всегда останется такой же извращенной и тупой, как всегда была и всегда есть масса и чернь современности.
Многие живут преимущественно настоящим, это — люди легкомысленные; другие — будущим, это — люди боязливые и беспокойные. Редко кто соблюдает должную меру.
Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.
Мы только к концу известного периода жизни, а то и к концу самой жизни, можем правильно судить о наших поступках и творениях, понять их связь и сцепление и, наконец, оценить их по достоинству.
Немалая часть муки существования заключается в том, что время постоянно давит на нас, не давая передохнуть, настигает нас, точно надсмотрщик с бичом.
Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют.
Но жизнь коротка, а истина влияет далеко и живет долго: будем говорить истину.
Под конец жизни дело идёт …, как в конце маскарада, когда снимают маски.
Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.
С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое.
Только тот, кто сам одарен, пожелает себе общества даровитого.
Чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди.
Чем мы являемся на самом деле, значит для нашего счастья гораздо больше, чем то, что мы имеем.