Цитаты из книг автора Артур Шопенгауэр

В статье собраны афоризмы, цитаты, высказывания немецкого философа и мыслителя иррационализма Артура Шопенгауэра.

Высказывания об отношениях

Вполне честно все-таки мы относимся в конце концов лишь к себе самим.

Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.

Цитата философа Артура Шопенгауэра о жизни

Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности.

Каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него.

Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок.

Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет.

Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести.

Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.

Оскорбление — это клевета в сокращенном виде.

Примириться с человеком и возобновить с ним прерванные отношения — это слабость, в которой придется раскаяться, когда он при первом же случае сделает то же самое, что стало причиной разрыва.

Только кажется, будто людей влечет какая-то сила, находящаяся впереди них, в действительности их подталкивает нечто сзади.

Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями.

Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.

Афоризмы Шопенгауэра о чувствах

Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.

Всякое возмездие… посредством причинения муки, без цели в будущем, представляет собою месть.

Главным признаком благородства человека является то, что в компании других людей он получает мало удовольствия.

Если вас раздражают абсурдные высказывания двух людей, чей разговор вы случайно услышали, вам следует представить, что вы слушаете диалог двух дураков в комедии.

Шопенгауэр о здоровье

Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии.

Обнаружить свой гнев и ненависть на лице и в словах бесполезно, опасно, неблагоразумно, смешно, пошло. Проявлять гнев или ненависть можно не иначе, как на деле.

Самое действительное утешение в каждом несчастии и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые ещё несчастнее, чем мы, — а это доступно всякому.

Сострадание — основа всей морали.

Страдание — условие деятельности гения. Вы полагаете, что Шекспир и Гете творили бы или Платон философствовал бы, а Кант критиковал бы разум, если бы они нашли удовлетворение и довольство в окружавшем их действительном мире и если бы им было в нем хорошо, и их желания исполнялись? Только после того, как у нас возникает в известной мере разлад с действительным миром и недовольство им, мы обращаемся за удовлетворением к миру мысли.

У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам.

Чувство собственной негодности представляет собою не только самое большое, но и единственное истинное духовное страдание: все другие духовные страдания могут быть не только исцелены, но и немедленно и совершенно подавлены уверенным сознанием собственной ценности. Кто вполне уверен в ней, может совершенно спокойно переносить страдания, которые иначе довели бы до отчаяния, – он может без радости и без друзей быть самодостаточным и опираться на себя, – столь могучим является то утешение, которое рождается в нас от живого убеждения в нашей собственной ценности, – и потому его надо предпочитать всем благам в мире. Наоборот, в сознании собственного ничтожества не может утешить ничто на свете; его можно только замаскировать посредством обмана и фиглярства, или заглушить сутолокою жизни, но и то и другое – ненадолго.

Цитаты о качествах

Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.

… оптимизм, если только он не бессмысленное словоизвержение таких людей, за плоскими лбами которых не обитает ничего, кроме слов, представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества. И пусть не думают, будто христианское вероучение благоприятствует оптимизму: наоборот, в Eвангелии мир и зло употребляются почти как синонимы.

То, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека.

 

Аффектирование какого-либо качества, хвастовство им — это признание самому себе, что не обладаешь ими.

Без сомнения, когда скромность стала добродетелью, это было очень выгодно для дураков, поскольку каждый должен говорить о себе, как будто он один.

Вежливость — это молчаливое соглашение игнорировать и не подчёркивать друг в друге моральную и умственную нищету.

Вежливость для человеческой натуры — это тепло для воска.

Вежливость — это фиговый лист эгоизма.

Вежливость, как игорная марка, есть открыто признанная фальшивая монета. Скупость на нее доказывает скудоумие, щедрость, напротив — ум. Кто же доводит вежливость до пожертвования реальными интересами, похож на человека, раздающего вместо марок настоящие червонцы.

Вера подобна любви: она не позволяет себя принуждать.

Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.

Во всяком, даже самом лучшем человеке возникают вызванные внешними поводами аффекты или обусловленные внутренним настроением нечистые, низменные, злые мысли и желания; но за них он морально не ответственен, и они не могут обременять его совести. Ибо они показывают только, что был бы способен сделать человек вообще, а не тот, что их мыслит.“

Главным признаком того, что человек обладает благородством в характере, является маленькая радость, которую он испытывает в обществе других людей.

Истинный характер человека сказывается в мелочах, когда он перестает следить за собою.

Наше спасение — в умении сострадать.

Оптимизм, если тoлькo oн не бессмысленнoе слoвoизвержение тaких людей, зa плoскими лбaми кoтoрых не oбитaет ничегo, крoме слoв, предстaвляется мне не тoлькo нелепым, нo и пoистине бессoвестным вoззрением, гoрькoй нaсмешкoй нaд невырaзимыми стрaдaниями челoвечествa. И пусть не думaют, будтo христиaнскoе верoучение блaгoприятствует oптимизму: нaoбoрoт, в Eвaнгелии мир и злo упoтребляются пoчти кaк синoнимы.

Самая дешёвая гордость — это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться.

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.

То, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека.

Человек в своей свирепости и беспощадности не уступит ни одному тигру и ни одной гиене. Вполне вероятно, что так оно и есть. Когда заглядываешь в историю и видишь, на что способен человек, теряешь всякую веру в него… Дело может зайти так далеко, что иному, быть может, особенно в минуты ипохондрического настроения, мир покажется с эстетической стороны музеем карикатур, с интеллектуальной — желтым домом, а с моральной — мошенническим притоном.

Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.

Цитаты Шопенгауэра о жизни

Если произошло какое-либо несчастье, которого уже нельзя поправить, то отнюдь не следует допускать мысли о том, что всё могло бы быть иначе, а тем паче о том, как можно было бы его предотвратить: такие думы делают наши страдания невыносимыми, а нас — самоистязателями.

Если старый человек говорит о своём пожилом возрасте как о чём-то необычном, то это значит, что иного повода для гордости у него нет.

Если хочешь подчинить себе все, подчини себя разуму.

Жизнь — это бизнес, который не покрывает расходы.

Жизнь — это постоянный процесс умирания.

Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.

Жизнь есть то, чего не должно бы быть, — зло, и переход в ничто есть единственное благо жизни.

Жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги.

Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.

Жизнь каждого человека, рассматриваемая в целом и в целом, когда подчеркиваются только ее наиболее важные черты, — это действительно трагедия; но детально пройденный, он носит комедийный характер.

Жизнь качается как маятник назад и вперед между болью и скукой.

Жизнь коротка, а правда работает далеко и живет долго: давайте говорить правду.

Жизнь полна неприятностей и неприятностей, что нужно либо подняться над ней посредством исправленных мыслей, либо оставить ее.

Исключительно через то, что мы делаем, узнаем мы, что мы такое.

К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых.

Кто сказал вам, что существуют законы, которым должно подчиняться наше поведение?

Масса и чернь потомства всегда останется такой же извращенной и тупой, как всегда была и всегда есть масса и чернь современности.

Многие живут преимущественно настоящим, это — люди легкомысленные; другие — будущим, это — люди боязливые и беспокойные. Редко кто соблюдает должную меру.

Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.

Мы только к концу известного периода жизни, а то и к концу самой жизни, можем правильно судить о наших поступках и творениях, понять их связь и сцепление и, наконец, оценить их по достоинству.

Немалая часть муки существования заключается в том, что время постоянно давит на нас, не давая передохнуть, настигает нас, точно надсмотрщик с бичом.

Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют.

Но жизнь коротка, а истина влияет далеко и живет долго: будем говорить истину.

Под конец жизни дело идёт …, как в конце маскарада, когда снимают маски.

Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.

С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое.

Только тот, кто сам одарен, пожелает себе общества даровитого.

Чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди.

Чем мы являемся на самом деле, значит для нашего счастья гораздо больше, чем то, что мы имеем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: