Цитаты из книг автора Артур Шопенгауэр

Цитаты Шопенгауэра о счастье

Большинство людей вместо того, чтобы стремиться к добру, жаждет счастья, блеска и долговечности; они подобны тем глупым актёрам, которые желают всегда играть большие, блестящие и благородные роли, не понимая, что важно не то, что и сколько играть, а как играть.

В раннем возрасте мы сидим перед жизнью, которая впереди нас, как дети, сидящие перед занавесом в театре, в счастливом и напряженном ожидании того, что может появиться. К счастью, мы не знаем, что действительно появится.

Два врага человеческого счастья — боль и скука.

Деньги — это абстрактное человеческое счастье: тогда тот, кто больше не способен наслаждаться человеческим счастьем в конкретном мире, полностью посвящает деньги.

Для нашего счастья то, что мы такое, — наша личность — является первым и важнейшим условием, уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах.

Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.

Мы переносим свалившееся на нас извне несчастье с большею покорностью, чем происшедшее по нашей вине: судьба может измениться, личные же наши свойства никогда.

Нас делает счастливым и несчастным не то, каковы предметы в действительности, а то, во что мы их путем восприятия превращаем.

Нет более ошибочного пути к счастью, чем мирская жизнь, веселье, светская жизнь.

Почти все наши печали проистекают из наших отношений с другими людьми. Нет более ошибочного пути к счастью, чем мирское.

Самый безопасный способ не быть очень несчастным — не ожидать быть очень счастливым.

Счастье заключается в частом повторении удовольствия.

Счастье — это чувство свободы от боли.

То, что человек делает, вносит гораздо больший вклад в его счастье, чем то, что он имеет или как его воспринимают другие.

Трудно найти счастье внутри себя, но невозможно найти его где-то еще.

Целью его [филистимской] жизни является приобретение для себя всего, что способствует телесному благополучию. Он достаточно счастлив, когда это доставляет ему много хлопот. Ибо, если эти хорошие вещи наваливаются на него заранее, он неизбежно впадет в скуку.

Эпикур, великий учитель счастья, правильно и точно разделил потребности человека на три класса. Во-первых, существуют естественные и необходимые потребности, которые, если они не удовлетворены, вызывают боль. Следовательно, они только victus et amictus [еда и одежда] и их легко удовлетворить. Тогда у нас есть те, которые естественны, но не нужны, то есть потребности в сексуальном удовлетворении.. Эти потребности труднее удовлетворить. Наконец, есть те, которые не являются ни естественными, ни необходимыми, это потребность в роскоши, экстравагантности, пышности и великолепии, которые без конца и которые очень трудно удовлетворить.

О мужчинах

Единственный мужчина, который не может жить без женщин, — это гинеколог

Если двое мужчин, которые были друзьями в юности, встретятся снова, когда станут старыми, после того, как их разлучат на всю жизнь, главное чувство, которое они будут испытывать при виде друг друга, будет вызывать полное разочарование в жизни в целом; потому что их мысли будут перенесены в то более раннее время, когда жизнь казалась такой справедливой, как будто она распространилась перед ними в розовом свете рассвета, обещала так много, а потом так мало сделала.

Истина не блудница, которая обнимает шею того, кто не желает ее; напротив, она настолько скромна, что даже мужчина, который жертвует ей всем, не может быть уверен в ее благосклонности.

Мужчинам нужна какая-то внешняя активность, потому что они неактивны внутри.

Мужчины лучше всего показывают свой характер в мелочах, где они не настороже. Именно в самых простых привычках мы часто видим безграничный эгоизм, который не обращает внимания на чувства других и ничего не отрицает сам по себе.

Мужчины по своей природе просто равнодушны друг к другу; но женщины по природе враги.

Нельзя допустить большей ошибки, чем представить, что написанное последним всегда более правильно; что то, что написано позже, является улучшением того, что было написано ранее; и что каждое изменение означает прогресс. Мужчины, которые думают и имеют правильное суждение, и люди, которые серьезно относятся к своему предмету, являются только исключениями. Паразиты — это правило повсюду в мире: они всегда под рукой и стараются по-своему улучшить зрелые размышления мыслителей.

Первая заповедь женской чести заключается в том, чтобы не вступать во внебрачное сожительство с мужчинами, дабы каждый мужчина вынуждался к браку, как к капитуляции.

Только мужской интеллект, омраченный сексуальным влечением, может назвать низкорослый, узкоплечий, широкоплечий и коротконогий секс прекрасным полом: ведь именно с этим побуждением связана вся его красота. Более подходящим, чем представительницам прекрасного пола, женщин можно назвать неэстетичным. Ни в музыке, ни в поэзии, ни в изобразительном искусстве они не обладают какими-либо реальными чувствами или восприимчивостью: если они влияют на это, это просто мимика в служении их усилиям, чтобы угодить. Это происходит из-за того, что они не способны проявлять чисто объективный интерес ко всему, и причина этого, как мне кажется, заключается в следующем. Человек стремится во всем к прямому господству над вещами, понимая их или подчиняя их. Но женщина повсюду и всегда подчиняется просто косвенному господству, которое достигается с помощью мужчины, который, следовательно, единственное, что она должна доминировать напрямую. Таким образом, женщины по своей природе рассматривают все просто как средство захвата мужчины, а их интерес к чему-либо еще только моделируется, это не более чем обходной путь, то есть равносильно кокетству и мимике.

Я еще не сказал свое последнее слово о женщинах. Я считаю, что если женщине удастся уйти из массы или, скорее, подняться над массой, она будет расти непрерывно и больше, чем мужчина.

О животных

«Люди — это дьяволы земли, а животные — ее измученные души.

Быть может, пропасть, лежащая между глупцом и гением, больше, чем между очень умным животным и очень ограниченным человеком.

Животному не хватает как беспокойства, так и надежды, потому что его сознание ограничено тем, что ясно видно, и, следовательно, настоящим моментом: животное является настоящим воплощенным.

Как животные лучше исполняют некоторые службы, чем люди, например отыскивание дороги или утерянной вещи и т. п., так и обыкновенный человек бывает способнее и полезнее в обыденных случаях жизни, чем величайший гений. И далее, как животные никогда собственно не делают глупостей, так и средний человек гораздо меньше делает их, нежели гений.

Предположение о том, что животные не имеют прав, и иллюзия, что наше отношение к ним не имеет морального значения, является положительно возмутительным примером западной грубости и варварства. Всеобщее сострадание является единственной гарантией морали.

Сострадание к животным тесно связано с добротой характера, и можно с уверенностью утверждать, что тот, кто жесток к живым существам, не может быть хорошим человеком. Более того, это сострадание явно вытекает из того же источника, откуда возникают добродетели справедливости и любящей доброты по отношению к людям.

Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы.

Об искусстве

… Подлинное произведение искусства, никогда не может быть ложным и не может быть дискредитировано с течением времени, поскольку оно представляет не мнение, а саму вещь.

Относитесь к произведению искусства как к принцу: пусть оно сначала заговорит с вами.

Перед картиной каждый должен стоять так же, как перед королем, выжидая, скажет ли она она ему что-нибудь и что именно скажет, и как с королем, так и с картиной он не смеет заговаривать первым, иначе он услышит только самого себя.

Самые прекрасные творения каждого искусства, благороднейшие создания гения, для тупого большинства людей навеки остаются книгой за семью печатями и недоступны для него, отделенного от них глубокой пропастью, как недоступно для черни общение с королями.

Сущность поэзии, как и всякого искусства, заключается в восприятии платоновской идеи.

Это искусство — музыка. Он стоит совершенно отдельно от всех остальных. В ней мы не узнаем копию, повторение любой идеи внутренней природы мира. Тем не менее, это такое великое и чрезвычайно изящное искусство, его влияние на внутреннюю природу человека настолько велико, и оно настолько полно и глубоко понимается им в его глубинном существе как полностью универсальный язык, чья особенность превосходит даже таковую в мире Само восприятие, что в нем мы, безусловно, должны искать больше, чем тот упражнение arithmeticae occultum nescientis se numberrare animi (упражнение в арифметике, в котором ум не знает, что он считает), каким Лейбниц это считал.

Эффект музыки гораздо более мощный и проницательный, чем у других искусств, потому что эти другие говорят только о тени, но о музыке сущности.

О природе

…не только природа во все времена производила лишь крайне немногих действительных мыслителей в виде редких исключений, но что и сами эти немногие всегда существовали лишь для очень немногих. Вот почему призраки и заблуждения все время продолжают сохранять свое господство.

Природа аристократичнее человека. Различия званий и состояний в европейских обществах, а также кастовые различия в Индии ничтожны в сравнении с различиями в умственных и нравственных качествах людей, полагаемыми самой природой.

Природа показывает, что с ростом интеллекта возрастает способность к боли, и только с самой высокой степенью интеллекта страдание достигает своей высшей точки.

Существует только одна целительная сила, и это природа; в таблетках и мазях их нет. В лучшем случае они могут дать исцеляющей силе природы намек на то, где ей есть чем заняться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: