Цитаты из книг автора Артур Шопенгауэр

О философии

Чтобы быть философом, то есть любителем мудрости (ибо мудрость — не что иное, как истина), человеку недостаточно любить истину, поскольку она совместима с его собственными интересами, с волей его начальства, с догмами церкви, или с предрассудками и вкусами его современников; до тех пор, пока он довольствуется этой позицией, он всего лишь филаутос, а не философ [любитель эго, а не мудрость]. Ибо этот почетный титул хорошо и мудро понимается именно тем, что в нем говорится, что следует искренне любить истину всем сердцем, и, следовательно, безоговорочно и безоговорочно, прежде всего, и, если необходимо, вопреки всему остальному. Теперь причина этого заключается в том, что ранее утверждалось, что интеллект стал свободным,

Беспристрастный читатель, открыв одну из своих книг [Фихте, Шеллинга или Гегеля], а затем спросив себя, является ли это тоном мыслителя, желающего учить, или тона шарлатана, желающего произвести впечатление, не может быть пяти минут ни в чем сомневающимся.. Тон спокойного расследования, который характеризовал всю предыдущую философию, обменивается на непоколебимую уверенность, которая свойственна шарлатанству любого рода и во все времена.. На каждой странице и в каждой строке говорится о стремлении обмануть и обмануть читателя, сначала производя эффект, чтобы ошеломить его, затем непонятными фразами и даже явной бессмыслицей ошеломить и одурачить его, и снова смелостью утверждения озадачить Короче говоря, он бросил пыль в его глаза и мистифицировал его как можно больше.

В философии в университетах истина занимает только второстепенное место, и, если ее призвать, она должна встать и освободить место для другого атрибута.

Взгляд на вещи [называемый пантеизмом]… — что все многообразие является только очевидным, что в бесконечной серии индивидуумов, проходящих одновременно и последовательно в жизнь и из жизни, поколение за поколением, век за веком, есть только один и одна и та же сущность, реально существующая, которая присутствует и одинакова у всех одинаково; — эта теория. может быть перенесена в самую древнюю древность. Это альфа и омега самой древней в мире книги, священных Вед, чья догматическая часть, или, скорее, эзотерическое учение, содержится в Упанишадах. Там почти на каждой странице закреплено это глубокое учение; с неутомимым повторением, в бесчисленных приспособлениях, многими разнообразными притчами и сравнениями, оно излагается и внушается. Более того, именно таков был источник того, откуда Пифагор черпал свою мудрость, нельзя сомневаться. То, что оно сформировало практически центральную точку во всей философии Элеатической школы, также является знакомым фактом. Позже, Новые Платонисты были погружены в то же самое. В девятом веке мы находим это неожиданно появляющимся в Европе. Он разжигает дух не менее божественного, чем Иоганн Скот Эригена, который стремится облечь его в формы и терминологию христианской религии. Среди мусульман мы снова обнаруживаем это в безудержной мистике суфиев. На Западе Джордано Бруно не может устоять перед желанием произнести это вслух; но его награда — это смерть от стыда и пыток. И в то же время мы обнаруживаем, что христианские мистики теряются в этом против их собственной воли и намерений, когда бы и где бы мы ни читали о них! Имя Спинозы отождествляется с ним. Новые Платонисты были погружены в то же самое. В девятом веке мы находим его неожиданно появляющимся в Европе. Он разжигает дух не менее божественного, чем Иоганн Скот Эригена, который стремится облечь его в формы и терминологию христианской религии. Среди мусульман мы снова обнаруживаем это в безудержной мистике суфиев. На Западе Джордано Бруно не может устоять перед желанием произнести это вслух; но его награда — это смерть от стыда и пыток. И в то же время мы обнаруживаем, что христианские мистики теряются в этом против их собственной воли и намерений, когда бы и где бы мы ни читали о них! Имя Спинозы отождествляется с ним. Новые Платонисты были погружены в то же самое. В девятом веке мы находим его неожиданно появляющимся в Европе. Он разжигает дух не менее божественного, чем Иоганн Скот Эригена, который стремится облечь его в формы и терминологию христианской религии. Среди мусульман мы снова обнаруживаем это в безудержной мистике суфиев. На Западе Джордано Бруно не может устоять перед желанием произнести это вслух; но его награда — это смерть от стыда и пыток. И в то же время мы обнаруживаем, что христианские мистики теряются в этом против их собственной воли и намерений, когда бы и где бы мы ни читали о них! Имя Спинозы отождествляется с ним. кто пытается одеть это с формами и терминологией христианской религии. Среди мусульман мы снова обнаруживаем это в безудержной мистике суфиев. На Западе Джордано Бруно не может устоять перед желанием произнести это вслух; но его награда — это смерть от стыда и пыток. И в то же время мы обнаруживаем, что христианские мистики теряются в этом против их собственной воли и намерений, когда бы и где бы мы ни читали о них! Имя Спинозы отождествляется с ним. кто пытается одеть это с формами и терминологией христианской религии. Среди мусульман мы снова обнаруживаем это в безудержной мистике суфиев. На Западе Джордано Бруно не может устоять перед желанием произнести это вслух; но его награда — это смерть от стыда и пыток. И в то же время мы обнаруживаем, что христианские мистики теряются в этом против их собственной воли и намерений, когда бы и где бы мы ни читали о них! Имя Спинозы отождествляется с ним.

Действительно, порой мы испытываем искушение думать, что они закончили свои серьезно предназначенные философские исследования еще до своего двенадцатилетия и что в этом возрасте они до конца своей жизни решали свой взгляд на природу мира и на все, что имеет отношение к ним. к нему. Мы чувствуем себя так искушаемыми, потому что после всех философских дискуссий и опасных отклонений. они всегда возвращаются к тому, что обычно делается правдоподобным для нас в этом нежном возрасте, и, кажется, принимают это даже в качестве критерия истины. Все неортодоксальные философские доктрины, которыми они время от времени должны заниматься в течение своей жизни, кажутся им существующими просто для того, чтобы их опровергнуть, и это делает эти другие более твердыми.

Декарт по праву считается отцом современной философии прежде всего и в целом потому, что он помог умственным способностям встать на ноги, научив людей использовать свой мозг вместо Библии, с одной стороны, и Аристотеля, с другой. другой, ранее служил.

Для меня легче, если черви будут есть моё тело, чем если профессора станут грызть мою философию.

Другие… привыкли учить, что религия и философия — это одно и то же. Такое утверждение, однако, представляется верным только в том смысле, в котором Фрэнсис I должен был сказать очень примирительным тоном со ссылкой на Карла V: «то, что хочет мой брат Чарльз, это также то, чего я хочу., а именно Милан. Другие снова не стоят на такой церемонии, но прямо говорят о христианской философии, которая во многом похожа на то, как если бы мы говорили о христианской арифметике, и это растянет точку. Более того, эпитеты, взятые из таких догм, явно не соответствуют философии, поскольку они посвящены попытке способности разума самостоятельно и независимо от всей власти решить проблему существования.

Если из пустыни действительно придет праведный и честный Иоанн, который, одетый в шкуры и живущий на саранче и не тронутый всеми этими ужасными злодеяниями, тем временем будет относиться с чистым сердцем и со всей серьезностью к исследованию истины и чтобы предложить плоды этого, какого приема он должен ожидать от тех бизнесменов кафедры, которые нанимаются для государственных целей, а с женой и семьей должны жить по философии, и поэтому лозунгом является Primum vivere, deinde Philophari [сначала жить, а затем философствовать]? Эти люди, соответственно, овладели рынком и уже убедились, что здесь нет ничего ценного, кроме того, что они позволяют; следовательно, заслуга существует только постольку, поскольку они и их посредственность рады признать это. Таким образом, они привлекают внимание той маленькой публики, которая занимается философией. Ибо по вопросам, которые не обещают, таких как постановки стихов, развлечений и развлечений, а только инструктажей и финансово невыгодных при этом инструкций, эта публика, безусловно, не будет тратить свое время, усилия и энергию, не будучи сначала полностью уверена, что такие усилия будет богато вознагражден. Теперь, благодаря своей унаследованной вере в то, что тот, кто живет бизнесом, знает о нем все, эта публика ожидает уверенности от профессиональных людей, которые со стульев профессоров и в сборниках, журналах и литературных периодических изданиях уверенно ведут себя так, как будто они настоящие мастера предмета. Соответственно, публика позволяет им выбирать и выбирать то, что стоит отметить, а что можно игнорировать. Мой бедный Джон из пустыни, как вы будете жить, если, как и следовало ожидать, то, что вы приносите, не составлено в соответствии с негласным соглашением джентльменов прибыльной философии? Они будут рассматривать вас как того, кто не вошел в дух игры и, таким образом, угрожает испортить удовольствие для всех них; следовательно, они будут считать вас своим общим врагом и антагонистом. Теперь, даже если то, что вы приносите, было величайшим шедевром человеческого разума, оно никогда не могло бы найти одобрения в их глазах. Ибо он не будет составлен в соответствии с нормами [в соответствии с действующим порядком]; и поэтому не было бы возможности дать им возможность стать предметом своих лекций со стула, чтобы зарабатывать на жизнь этим. Профессору философии никогда не приходит в голову исследовать новую систему, которая, кажется, видит, правда ли она;

Кресло-философия обременено тем недостатком, который философия как профессия накладывает на философию как свободное исследование истины, или та философия, которая по государственному заказу накладывает на философию во имя природы и человечества.

Многим философы так же тягостны, как ночные гуляки, нарушающие сон мирных жителей.

Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат.

Мы должны судить университетскую философию… по ее истинной и правильной цели:… чтобы младшие адвокаты, адвокаты, врачи, стажеры и педагоги будущего придерживались, даже в глубоком убеждении, той же мыслительной линии в соответствии с целями и намерения, которые государство и его правительство имеют с ними общего. Я не возражаю против этого и поэтому по этому поводу нечего сказать. Поскольку я не считаю себя компетентным судить о необходимости или ненужности такого государства, целесообразно, а скорее предоставляю его тем, у кого есть трудная задача управления людьми, то есть поддержания законности и порядка, и защиты те немногие, кто приобрел имущество у огромного числа тех, у кого нет ничего, кроме физической силы.. Я, конечно, не берусь спорить с ними о средствах, которые следует использовать в этом случае; потому что мой девиз всегда был: «Слава Богу, каждое утро, поэтому, что вы не заботитесь о римском царстве!. [Гете, Фауст] Но именно эти конституционные цели университетской философии обеспечили Гегельрию такой беспрецедентный уровень служения. жалуют. Для него государство было «абсолютно совершенным этическим организмом., и оно представляло в качестве источника всей цели существования человека. Может ли быть для будущих младших адвокатов и, таким образом, для государственных чиновников лучшая подготовка, чем эта, вследствие чего вся их сущность и существо, их тело и душа, были полностью утрачены для государства, как пчелы в улье, и у них больше ничего не было работать на. кроме как стать эффективными колесами, сотрудничать с целью поддержания в силе великого государственного аппарата, что ultimus finis bonorum [конечное благо]? Младший адвокат и мужчина были соответственно одним и тем же. Это был настоящий апофеоз мещанства.

Напоминаю, что слушать философов и читать их надо для достижения счастливой жизни.

Преподаватели университетов, ограниченные таким образом, весьма довольны этим вопросом, поскольку их реальная задача состоит в том, чтобы заработать с честью достойные средства к существованию для себя, а также для своих жен и детей и, кроме того, пользоваться определенным престижем в глазах общественности , С другой стороны, глубоко взволнованный разум настоящего философа, все заботы которого заключаются в том, чтобы искать ключ к нашему существованию, столь же таинственный, как и ненадежный, рассматривается ими как нечто мифологическое, если действительно человек, затронутый этим, не даже кажется, что они одержимы мономанией, если он когда-либо встретится с ними. Для того, чтобы человек мог действительно серьезно относиться к философии, он, как правило, никому не приходит в голову, а тем более лектору; так же, как самый скептический христианин обычно папа римский. Следовательно,

Признание строгой необходимости человеческих поступков — это пограничная линия, отделяюшая философские умы от других.

Пропаганда философии плоха, если, якобы приступая к исследованию истины, мы начинаем прощаться со всей правдивостью, честностью и искренностью и намереваемся только выдать себя за то, чем мы не являемся. Затем мы предполагаем, как и эти три софиста [Фихте, Шеллинг и Гегель], сначала ложный пафос, затем пораженную и возвышенную серьезность, а затем вид бесконечного превосходства, чтобы навязать нам, где мы отчаянно когда-либо сможем убедить.

Ребячество и вообще смехотворность — это то, что вы сами и все философы; и если такой взрослый человек, как я, проводит пятнадцать минут с такими дураками, это просто способ скоротать время. Теперь у меня есть более важные дела. Прощай!»

С целью получения выгоды все остальное, например, отталкивается или выбрасывается за борт, как это делают философы профессора философии.

Созданная в соответствии с установленной религией, эта философия, по сути, идет параллельно с ней; и поэтому, будучи, возможно, запутанно составленным, с любопытством обрезанным и, таким образом, усложненным для понимания, он всегда в основе и в основном не более, чем перефразировка и извинение установленной религии. Соответственно, для тех, кто преподает в соответствии с этими ограничениями, ничего не остается, кроме как искать новые повороты слов и форм речи, с помощью которых они упорядочивают содержание установленной религии. Выделяясь абстрактными выражениями и, таким образом, делая их сухими и унылыми, они затем носят имя философии.

Сообразовать философию с видами властей и делать ее орудием для добывания денег и должностей, по-моему, все равно, что причащаться с целью утолить голод и жажду.

Таким образом, поскольку христианская мораль не учитывает животных. поэтому в философской морали они, конечно, сразу же запрещены; они просто «вещи., просто означающие любые цели; и поэтому они хороши для вивисекции, для охоты на оленей, боя быков, скачек и т. д., и они могут быть избиты до смерти, сражаясь вместе с тяжелыми карьерными тележками. Позор такой морали… которая не в состоянии распознать Вечную Реальность, присущую всему, что имеет жизнь, и сияет непостижимым значением из всех глаз, которые видят солнце!.

Те, которые надеются стать философами путем изучения истории философии, скорее должны вынести из нее то убеждение, что философами родятся, так же как и поэтами, и притом гораздо реже.

Утверждается, что звери не имеют прав; создается иллюзия, что наше поведение, насколько они касаются этого, не имеет морального значения или, как сказано в языке этих кодексов, что «нет никаких обязанностей, которые нужно выполнять по отношению к животным. Такой взгляд является отвратительной грубостью, варварством Запада, источником которого является иудаизм. В философии, однако, он основывается на предположении, несмотря на все свидетельства об обратном, о радикальной разнице между человеком и животным, — доктрине, которая, как известно, была провозглашена Декартом с более резким акцентом, чем кем-либо еще. : это действительно было необходимым следствием его ошибок.

Философия в сущности есть мудрость постижения мира, ее проблема — мир, только с ним она имеет дело, богов же оставляет в покое и надеется, что за это и ее боги оставят в покое.

Философия религии… на самом деле сводится к… философствованию определенных любимых предположений, которые вообще не подтверждаются.

Философия… это наука, и в ней нет веры; соответственно, в нем нельзя предположить ничего существующего, кроме того, что либо дано эмпирически положительно, либо продемонстрировано посредством несомненных выводов.

Это смелость сделать чистую грудь перед лицом каждого вопроса, который делает философ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: