Фразы Макиавелли о войне
В действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнув его разрушению.
В наёмном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске — доблесть.
Война — хорошее дело, если броня её отсвечивает надеждой. (Война – неплохое дело, если на броне видны отблески надежды.)
Война сладка тому, кто её не изведал.
Войны начинают, когда хотят, но завершают, когда могут.
Войны начинают, когда хотят, но кончают их, когда могут.
Войны начинаются по желанию, а заканчиваются по возможности.
Войны начинаются, когда вы их начинаете, но они не останавливаются, когда вы этого захотите (вариант: Войны начинаются по вашей воле, но не прекращаются по вашему желанию).
Войны нельзя избежать, ее можно лишь отсрочить — к выгоде вашего противника.
Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.
К оружию следует прибегать в последнюю очередь — когда другие средства окажутся недостаточны (неверно приписано; на самом деле эта цитата принадлежит Титу Ливию).
Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне.
Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием.
Наемная армия опасна нерадивостью, союзническая – доблестью и отвагой.
Не злато пружина войны, а доблестные воины удачи. Ибо за металл не приобретешь любовь до гроба и преданность солдат, а храбрые и умелые воины достанут себе золота всегда.
Не золото, как провозглашает всеобщее мнение, а хорошие солдаты суть пружина войны, ибо за золото не всегда найдёшь добрых солдат, а хорошие солдаты всегда достанут золото.
Нельзя верить тому, что видишь в спокойное время.
Нельзя попустительствовать беспорядку ради того, чтобы избежать войны, ибо войны не избежишь, а преимущество в ней утратишь.
Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности — мог попрать справедливость.
Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное.
Та война справедлива, которая необходима, и то оружие священно, на которое единственная надежда.
Об отношениях и дружбе
Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время.
Как могут двое поладить, если один подозревает другого, а тот в свою очередь его презирает.
Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.
Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям.
Люди не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
У победителя много друзей, и лишь у побежденного они настоящие.
Изречения о чувствах и качествах человека
Бог не всё исполняет сам, дабы не лишить нас свободной воли и причитающейся нам части славы.
Государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие; и он должен осаживать всякого, кто вздумает, непрошеный, подавать ему советы.
Добро приедается.
Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.
Едва лишь люди перестают бороться, вынуждаемые к борьбе необходимостью, как они тут же начинают бороться, побуждаемые к тому честолюбием.
Если власть заинтересована в том, чтобы развратить народ, она достигает желаемого, поощряя предателей, вместо того чтобы наказывать их.
Если необходимо нанести человеку оскорбление, оно должно быть настолько жестоким, чтобы не нужно было опасаться мести за него.
Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.
Кто не похож на всех, тот один против всех, ибо мир создан для черни и нет в нем никого, кроме черни.
Лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба — женщина.
Любви со страхом никогда не ужиться.
Любовь плохо уживается со страхом.
На пути к власти щедрость необходима. По достижении власти она вредна.
Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу.
Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме общего совета — правила каждому — следовать велениям души и действовать смело.
Ничто другое не истощает тебя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь саму возможность ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждая презрение, либо разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.
Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше.
Обманываясь в общих вопросах, люди никогда не обманываются в частных.
Общие невзгоды переносятся с большим терпением, чем отдельные.
Обыкновенные люди не выносят свободы, боятся ее больше, чем смерти, и, совершив преступление, падают под бременем раскаяния. Только герой, избранник судьбы, имеет силу вынести свободу – переступает закон без страха, без угрызения, оставаясь невинным во зле, как звери и боги.
От частоты откровения истинность не стирается: «Счастье — это когда тебя понимают».
Самое скверное в жизни не заботы, не болезни, не бедность, не горе – а скука.
Скрой то, что говоришь сам, узнай то, что говорят другие и станешь подлинным князем.
Человеческое честолюбие не знает границ: вначале люди стремятся оградить себя от обид, а затем сами готовы обидеть ближних.
Честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других.
Честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других.
Честолюбие – такое сильное человеческое чувство, что как бы высоко мы ни забирались, мы никогда не испытываем удовлетворения.
Чтобы меньше вреда приносили обиды – их наносят много и часто. Благодетельность становится эффективной долгие лета, если ее растянуть по времени и в пространстве.
Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым.
Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.
Язык и речь помогают людям скрывать свои помыслы.